Расскажу про край родной: этно-игровой край / МАУК «ЦБС»:  Центральная детская библиотека им. А. Гайдара; [сост. Третьякова С. А.]. - Ангарск, 2012.- 12с.

 

Расскажу про край родной

(этно-игровой край для детей 10-12 лет)

Третьякова Светлана Александровна
главный библиотекарь Центральной детской библиотеки им. А. Гайдара
МАУК «ЦБС» г. Ангарска

Цели мероприятия:

  • формирование толерантного сознания

Задачи:

  • расширение у детей знаний о культуре и традициях народов Прибайкалья,
  • развитие у детей способности к пониманию представителей другого народа через особенности национальных культур.

(1 слайд) Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем путешествовать по нашему родному краю. А помогать нам будет Сибирячок. Вы знаете такого героя? (ответы детей)
Это маленький человечек, защитник леса и друг всех птиц и зверей, вылупившийся из скорлупы кедрового орешка и давший имя журналу для детей. Знаете такой журнал? Читали? Итак, начнем.
Вокруг Байкала издавна жили и живут разные народы - буряты, якуты, эвенки, русские, тофалары... Предки бурят и эвенков жили в районе Байкала с глубокой древности. Позднее сюда пришли русские казаки...В традициях, обычаях каждого народа проявляется особенность народной культуры, которая является частью культуры мировой. Как вы думаете, для чего нам нужно знать культуру других народов? (ответы детей) Знание народной культуры помогает людям лучше узнать, а главное, понять друг друга.
Для коренных народов Сибири земля вокруг Байкала родная. Другие же народы она гостеприимно приняла. Она надёжно защищает всех, кто живёт здесь. Не случайно, что на этой земле не было, и нет распрей между народами. Сегодня мы с вами поговорим о трех коренных народах.

(2 слайд) Эвенки, считают, что они первыми пришли на Берега Байкала, который они называют Ламу, что значит «море». По мнению многих учёных, Прибайкалье считается прародиной эвенков, откуда их предки «верхом на оленях», которых они смогли приручить, расселились по землям современного проживания.( 3 слайд) Раньше эвенков называли тунгусами, что переводится как «идущие поперек хребтов». Каково значение этого выражения как вы думаете? (ответы детей). В нём отразился не только кочевой образ жизни, но мужество, стойкость в преодолении трудностей.
Многие века тайга для эвенка - дом, кормилица, защитница, дающая ему уверенность и радость жизни. (4 слайд) Особенно почитались у эвенков олени, которых они приручили в древности. Обряды и поверья эвенков, связанные с оленеводством, были направлены на сохранение и увеличение поголовья стада. Например, оленя нельзя было продать, его дарили, а вещи вышитые подшейным волосом оленя, оберегали хозяина от несчастий и бед.

(5-1 слайд) В начале лета эвенки устраивали праздник, который назывался Пкэчик. Съезжались все вместе, когда деревца зеленью покрывались, одежду нарядную надевали, еду вкусную готовили. Начинали игры и танцы. Кто- нибудь песню запевал:

Земля-то какая, красота-то какая!
На игры-танцы приходите!
Петь весело будем все,
Танцевать будем все!


Услышав песню-приглашение, люди приходили со всего стойбища. Первыми петь и танцевать начинали старики.
Бывало и так, что во время праздника танцевали и пели ночи напролёт. Там, где танцевали, земля становилась ровной площадкой - так вытаптывали землю ногами.

(5-2 слайд) Национальный танец эвенков - хейро (хороводный танец). В нем принимали участие все обитатели стойбища. Танцуя и одновременно запевая, эвенк не должен был пропустить ни одного цветочка, ни одного деревца. Про каждое растение надо было упомянуть, чтобы хорошо рос.

А вечером у костра или в чуме у очага наступала пора сказок. У каждого народа есть свои талантливые сказители и певцы. (6-1 слайд) Популярных в народе сказителей эвенки называют нимнгакалан (мастер сказки).

Фольклор у эвенков является своеобразным законом общественной жизни, потому что в легендах и преданиях воспевались ум и честность человека, его стремление к добру, а зло и жадность высмеивались и наказывались.

Эвенки всегда жили в тесном союзе с природой. Во многих мифах и легендах можно найти попытку объяснить мир и его происхождение, понять, что представляют собой те или иные явления окружающей действительности.

Мифы эвенков населяют духи - добрые, злые, духи-помощники. Например, Хэвеки - творец земли, животных, человека, покровитель людей и оленей. Харги - хозяин нижнего мира, старший брат Хэвэки, в мифах чаще всего злой. Есть в эвенкийской мифологии Агды - хозяин грома и молнии, его представляли в образе небесного старика, который, просыпаясь весной, высекает кресалом огонь, и на земле раздаются раскаты грома, а искры  молнии - поражают злых духов.

(6-2 слайд) Широко распространён у эвенков миф о том, что они произошли от медведя. Называют они его «амака»- дедушка.
Особо у эвенков почитался дух огня  «Того Мусун» - это был добрый дух. Жил он в очаге, и всегда был другом эвенков.
За многовековое существование у древнего эвенкийского народа сложились свои традиции по отношению к огню, главный смысл которых в том, чтобы не доставлять ему своими поступками неприятности. Из поколения в поколение передавались запреты, касающиеся огня: (7 слайд)

  • Нельзя рубить дрова около огня, чтобы его не ударить.
  • Никогда нельзя класть нож остриём к огню, чтобы не поранить огонь.
  • Нельзя бросать в огонь острые предметы, тыкать ими в костёр, потому что дух огня наколется и обидится.

А теперь конкурс: «Объясни эвенкийскую пословицу» (8 слайд)

  • Родное гнездо и птица не забывает.
  • Рыба без воды не проживёт, а человек - без дружбы.
  • Хороший промысел без труда не бывает.
  • Работящий рубит дрова вечером, а ленивый - утром.
  • Болтуна надо бояться, как боится олень волка.
  • Кому нужен зимою чум без огня?
  • Без времени не упадёт с веточки лист, а время придёт - не устоит утёс.
  • Собака костью не подавится, эвенк в тайге не потеряется.
  • Как оленя покормишь, так и поедешь.

Молодцы, хорошо справились! А теперь настала очередь эвенкийских загадок.


Конкурс «Заморочки из бочки». (9 слайд)


1.Красную лису в красной норе привязали, и она никак убежать не может.
(Огонь)
2.Белая старуха до неба подняться хочет, но не может.
(Дым из чума)
3.Живёт невидимкой, а любого богатыря с ног валит и побеждает.
(Сон)
4.Гусь крыльями машет, из воды вылететь хочет, но никак подняться не может.
(Лодка с вёслами)
5.Один старик четыре раза одежду меняет.
(Год)
6.Два больших дерева рядом стоят, зимой падают, весной опять вырастают.
(Рога оленя)
7.Летом ходит, зимою спит.
(Медведь)
8.Наступает лето - одевается, наступает зима - раздевается.
(Лиственница)


А теперь,конкурс «Попробуем сказать по эвенкийски».(детям раздаются карточки. С одной стороны эвенкийское слово, с другой -русский перевод)


Бабушка - энрко
Девочка - ахаткан
Дедушка - амака
Друг - гирку
Мальчик - хуркэкон
Мама – энун
Папа – ама
Учитель - алаимни


Конкурс: «А как это по-эвенкийски» (на карточках).


Здравствуй! - Дорово.
Большое спасибо! - Хэгдэмэ пасиба!
Сколько вам лет? - Си адычи бихинни?
Хорошо. - Аят.
Очень красиво. - Аяке.
Где вы Живёте? - Си иду Биденни?

( 10 слайд) Буряты - самый большой по численности коренной народ Сибири, их почти полмиллиона человек. Живут они на самом юге Сибири. Буряты говорят на одном из монгольских языков.
Учёные не пришли к единому мнению относительно происхождения бурят, но утверждают, что древняя и средневековая история бурят является частью истории монгольского народа.
Семейный и общественный быт бурят в прошлом строился на основе вековых традиций, обрядов и обычаев. Многие обычаи и традиции сохранены по сей день.
У бурят широко были развиты гостеприимство, почитание белого цвета (олицетворение священного, чистого, благородного). Отсюда обычай сагаалха - побелиться, то есть откушать что-либо из молочных блюд. Молочные продукты буряты любят и готовят из них десятки блюд. (11 слайд) А вы знаете, самое любимое блюдо бурятской кухни? (позы)

(12 слайд) Исключительным почитанием пользовался у бурят семейный очаг. Огонь в очаге священен, он хранитель семьи. Семейный огонь «передавался» по наследству. Ещё сто лет назад юрта была традиционной формой Жилищ бурят-скотоводов. Юрта - это универсальное жилище, которое можно легко разобрать, перевезти на новое место и снова собрать, сохранив её прежнюю форму. Бурятским детям с пелёнок прививали почтительное отношение к земле. Взрослые внушали ребёнку, что нельзя царапать землю острым, рвать траву, причинять боль Земле. Даже носки бурятских сапог - гутулов - были зашиты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть Землю. Особую роль в Жизни бурятского общества играл конь, воспетый в улигерах (эпический жанр бурятского фольклора), песнях, легендах, сказках и преданиях. Было велико не только его хозяйственное значение, конь являлся также своеобразным мерилом ценности, благосостояния.

(13 слайд) Бурят не мыслил себя без коня. Это умное и интеллигентное животное священно для бурят. Кроме того, конь для бурята - это друг, богатство, оружие, гордость и радость. Буряты с детства обучали маленьких детей быстро запрягать и распрягать лошадь, берёжно ухаживать за ней. Едва научившись ходить, ребёнок уже умел скакать на коне.
Бурятские праздники
Главным торжеством в году считается, как и встарь, Сагаалган - приход белого месяца. Это - Новый год у бурят. Он длится тридцать дней - лунный месяц. Возможно, отсюда происходит название Сагаалган - праздник молочной пищи. В дни Сагаалгана люди желают друг другу здоровья, благополучия, а дому - счастья и добра.

(14 слайд) Сурхарбан - так называется древний и самый любимый праздник у бурят. Обряд почитания земли проходит летом и считается вторым по значению праздником у бурят. Главное в этот день - состязания всадников, борьба и стрельба. Мишени в виде шаров или цилиндров из кожи набивают соломой или шерстью.
Именно они называются «сур» - мишень, а стрельба по ним - «харбан», отсюда название праздника - Сурхарбан.
После стрельбы начинается борьба. Борцы парами по очереди выходят на поле. Более всего буряты любят скачки. Наездники на скачках, как правило, дети от 8 до 13 лет. На Сурхарбане можно увидеть бурятские национальные костюмы, услышать мелодичные песни, увидеть ёхор. В разных районах Бурятии танцуют и поют по-своему. Но начинают всегда спокойно, медленно, постепенно ускоряясь.

Музыка

Бурятский народ всегда верил и знал, что музыка - огромная духовная сила. Поэтому музыке в жизни отводилась важная роль. Музыка сопровождала человека всегда и везде: на охоте и в степи, во время обрядов и праздников, в труде, скорби и радости. Музыка бурят-монголов родственна музыке других народов Азии. У бурят-монголов существует много музыкальных инструментов: чанза (трёхструнный щипковый инструмент), иочин (напоминает гусли), лимба (инструмент типа попе-речной флейты), барабаны разных размеров, гонги, тарелки и раковины...( 15 слайд) С древних времён и до наших дней наиболее распространённым является струнный смычковый инструмент хур. Хур чаще всего применялся как инструмент, на котором певец аккомпанировал себе. Это традиционный инструмент улигершина- певца-сказителя. Струны и смычок хура изготовляли из конского волоса, звук аналогичен скрипке, альту и виолончели. Четырёхугольный корпус хура делали из кожи или дерева. Украшения хура всегда разнообразны и очень красивы, у него всегда конская голова, их может быть несколько.

(16 слайд) Мифы и легенды Бурят, слагавшиеся в народе в глубокой древности, сохранили ценный материал для изучения древнего бурятского общества. Наукой жизни называют бурятские сказки о животных. В них ярко проявляются наблюдательность и мудрость этого талантливого народа. Среди разнообразных жанров богатого бурятского фольклора одно из видных мест принадлежит Богатырскому героическому эпосу, именуемому улигером. В степи испокон веков высоко ценилось художественное слово, исполнительское мастерство. Недаром существует народная Бурятская пословица, которая в переводе звучит примерно так: «Сказочник сидит на почётной подстилке, а певец - на холме». Чудесный мир, запёчатлённый в мудром слове сказки помогал людям верить в доброе и светлое.

( 17 слайд) Уникальным памятником духовной культуры бурятского народа, его вершиной является героический эпос «Гэсэр». Этот эпос считают своим не только буряты, но и многие другие народы Центральной Азии.
Герой этого эпоса - богатырь Гэсэр - народный любимец, мечта народа, борец за справедливость, за счастливую мирную жизнь. Менять что-либо в песнопениях строго воспрещалось, потому что тексты эти считаются священными и магическими.
Верным помощником Гэсэру в опасных битвах и походах стал волшебный конь, которого прислали ему в помощь небожители. Действия Гэсэра направлены на защиту родной земли, своего племени и рода от врагов, от вторжений. Все светлые силы понадобились, чтобы Гэсэр смог одолеть врагов, спасти свой народ, вернуть земле мир. В поэме воспевается верность долгу.
«Гэсэр» - гимн любви к родной земле.

Конкурс «Попробуем сказать по-бурятски».


Здравствуйте - Сайн байна
До свидания - Баяртай
Меня зовут... - Нэрэмни...
Как живете? - Хэр байнат?
Как живешь? - Хэрбайнаш?

( 18 слайд) Конкурс «Запомни загадки»


У рыжего телёнка жёлтое Брюхо.
(Облепиха)
Хозяин загадки - богатырь
С тонкой талией.
(Муравей)
Один льет,
Другой пьет,
А третий растет
(Дождь, земля, трава)
Огромная Желтая сосна
Имеет двенадцать сучьев,
сценарий проведения сурхарбана На этих двенадцати сучьях
- Триста шестьдесят пять шишек.
(Год, месяц, дни)

( 19 слайд) Есть в Иркутской области удивительное место - Тофалария. Пожалуй, нет другого такого края в России, о котором бы говорили как о стране. А вот маленькую Тофаларию называют горной страной, сказочной страной, сибирской Швейцарией и даже русским Тибетом. «Край возле самого неба»- так писал Валентин Распутин.
Здесь нет дорог, и добраться сюда можно лишь с помощью авиации или зимникам-дорогам, которыми пользуются только зимой. Именно поэтому уникальная природа края сохраняется почти в первозданном виде. Скалы и ущелья в Тофаларии неповторимы и причудливы. Тофалары - это одна из самых маленьких народностей, населяющих сибирские просторы. Предками тофаларов, как предполагают ученые, было племя дубо, или туболар. Впервые о них было упомянуто в китайских летописях. В настоящее время численность тофаларов- более 700 человек. Дети с самого рождения приобщались к природе. Если ребенок рождался зимой, его обтирали снегом, если летом- окунали в холодную воду, говорили: «Чтобы здоровье крепче было». Тофы были в вечном движении. Такая жизнь отразилась у них даже в названии месяцев.

(20 слайд) Конкурс «Месяцеслов»

  1. торбаш-ай (месяц чурбанов, то есть заготовки дров) - февраль,
  2. кызыр-ай (месяц саранок-сибирских лилий)- июнь,
  3. чойлар-ай (месяц летнего кочевья) - июль,
  4. эптын-ай (месяц сбора орехов) - август.

Первыми игрушками тофаларских детей были беличьи хвостики, клыки медведя, камешки и шишки. С первых лет своей жизни ребенок начинал общаться с животными, прежде всего с домашними оленями, а собаки вообще играли роль нянек. Малыш учился ходить, держась за их шкуру. Собаки ласково облизывали, утешая разревевшихся малышей.

(21 слайд) Традиционной у тофов была круговая игра «Аргамчи». Играющие, образовав круг, брали в руки аркан - длинную веревку и обыгрывали ловлю оленя. Чтобы возродить и сохранить народные традиции, в наше время тофалары проводят летний праздник «Аргамчиры», что означает «арканьи игры». На празднике проводятся спортивные состязания, этнографический конкурс, смотр творческих коллективов. Следы одной старинной тофаларской традиции можно встретить в тайге и по сей день. Живя в горной местности и постоянно кочуя с места на место в поисках лучших пастбищ для оленей, тофы редко виделись с родственниками и друзьями. Но человек так устроен, что не может без общения, без известий о своих близких, и у тофов появился обычай оставлять рисунки на стволах деревьев для своих сородичей.
По воспоминаниям одного путешественника, побывавшего в Восточных Саянах в двадцатых годах прошлого века, тофалары, сделав топором на дереве затёс, рисовали углём диких и домашних Животных, чумы, танцуюших шаманов с бубнами в руках. Любое событие, заслуживаюшее внимания рисуюшего, находило отражение в лесной «галерее». Это могла быть удачная охота на медведя или обычное чаепитие.
«Лесные письма» рассказывали, какие события случились на этом месте, какие изменения произошли в стойбище. Вот такая сво¬еобразная почта была у тофаларов сто лет назад.

Язык и письменность тофаларов
( 22 слайд) До недавнего времени не было тофаларской письменности. Их язык существовал только в устной форме.
И вот в 2009 году тофалары отметили двадцатилетний юбилей своей письменности. В 1989 году был создал тофаларский алфавит на русской графической основе из сорок одной буквы. Помимо тридцати двух букв русского алфавита тофаларская графика включает девять знаков для обозначения специфических тофаларских звуков.

«Чум обогревается теплом очага, а душа человека- песней и сказкой»,- гласит старинная тофаларская пословица. В былые времена среди тофаларов не было ни одного охотника или оленевода, который не знал бы старинных сказок, преданий и песен. В своем фольклере тофалары воспевали суровую красоту саянских гор, величавых кедров, прозрачность ручьев. Настроения своего народа тофалары отражали в песнях. Постороннему кажется, что это просто набор слов, а оленевод вложил в слова душу- получилась песня. Как говориться в поговорке тофов: « Без крыльев птица не летает, без песен человек не живет. Долгое время тофаларский фольклор существовал только в устной форме, он не был известен даже учёным. В прежние времена в Тофаларии было много сказочников. В самом бедном, холодном и мрачном чуме людей грели сказки, легенды, песни. И было от них теплее и светлее, чем от огня костра. Сказочники Тофаларии не обходили своим вниманием и детвору. Сказки знакомили тофаларских ребятишек с окружающим миром, житейской мудростью, чтобы помочь избежать ошибок на жизненном пути.

( 23 слайд) Конкурс «Объясни тофаларскую пословицу и поговорки»


Глядя, как трудятся, ребёнок вырастет мастером,
Глядя, как роются в вещах, ребёнок вырастет вором.
Когда родится мальчик, радуется огонь,
Когда родится девочка, радуется собака.
У осиновых дров дымок едок,
У плохого человека слова ядовиты.

Без рукавиц мёрзнут руки,
Без друга стынет душа.

Не зная тайги, заблудишься.
Не зная прошлого, споткнёшься.

Ленивому человеку день длинен,
работящему - неделя коротка.

(24 слайд)  Конкурс «Тофаларские загадки»

 

  1. Борода длиннее тела. (Иголка с ниткой)
  2. Летом лежат, перевернувшись, зимой едут в гости. (Сани)
  3. Когда ляжет - ниже травы, когда встанет - выше коня. (Луга)
  4. Ни в доме, ни на улице. (Окно)
  5. В одной норе живут пятеро ратьев. (Пять пальцев в рукавице)
  6. Под деревом кипит котёл. (Муравейник)
  7. Летит - жужжит, сядет - землю роет. (Жук)
  8. К какому дереву снег не прилепает? (К рогам) (25 слайд)
  9. Хотя и маленький, но шапка больше самого. (Гриб)
  10. С отвислыми ушами и чёрными бусами. (Черёмуха)
  11. Молча летит. Как умрёт - заговорит. (Снег)
  12. Двенадцать братьев гоняются друг за другом, гоня¬ются, а догнать не могут. (Двенадцать месяцев)
  13. Слаще сладкого, мягче мягкого. (Сон и рука под головой)
  14. Четыре парня с одной единственной шапкой. (Стол)
  15. Хотя и ног нет - ходит, хотя и глаз нет - плачет. (Туча)
  16. Без ног ходят, без головы считают. (Часы)

Конкурс «А как это звучит по тофаларски?».


Бабушка - кырган-аба
Богатырь – мерген
Девочка - кыс,
Дед, дедушка – баабай,
Дружба - тыърткыш
Женшина - эъпши киши
Здравствуйте - дорообонар,
Колыбель - бечик
Мальчик – эр уруг,
Мама - аба
Олень (домашний) – Иви
Папа- ата
Работа - иш
Собака – туку.

(26 слайд) Сегодня мы поговорили с вами о наших соседях, о народах, которые живут с нами рядом и которые жили до нас. Но то, что мы успели вам рассказать сегодня - это лишь небольшая часть знаний о них. А если вас заинтересовала наша беседа, приходите к нам в библиотеку, мы вам поможем. До новых встреч!!!

Литература

  1. Буряты: культура, традиции, обычаи / сост. Е. А. Шульгина ; худож. Сергей Григорьев.- Иркутск: Изд. Обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2008.-40с.: цв. ил.- ( Мы живем вокруг Байкала).
  2. Добрые небожители Солнце и Луна // Сибирячок. – 2006. – №1. – С. 9.
  3. Забайкалье - золотая моя колыбель. Сказки, легенды, былины, сказания / ред. –сост. Куренная Е. Ф. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005.-304 с. : ил.
  4. Песни бурят. Восхваление борцов. Аршаны. Гэсэр // Сибирячок. – 2010. – №1. – С. 24-25.
  5. Праздник сильных и ловких – сурхарбан // Сибирячок. – 2009. – №4. – С. 6.
  6. Тофалары: культура, традиции, обычаи / сост. Е. А. Шульгина ; худож. Сергей Григорьев.- Иркутск: Изд. Обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2010.-52 с.: цв. ил.- ( Мы живем вокруг Байкала).
  7. Эвенки: культура, традиции, обычаи / сост. Е. А. Шульгина ; худож. Сергей Григорьев.- Иркутск: Изд. Обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2009.-46 с.: цв. ил. - ( Мы живем вокруг Байкала).

Источник: http://cbs-angarsk.ru/kollegam/sczenarii/__rasskaju_pro_kray_rodnoy_etno-igrovoy_kray.html


Закрыть ... [X]

Расскажу про край родной: этно-игровой край-«ЦБС» г. Ангарска Конкурс музыкальный батл

Сценарий проведения сурхарбана Сурхарбан - праздник спорта и воспевания пробуждающейся
Сценарий проведения сурхарбана Об утверждении Положения о проведении. - СПС Право. ru
Сценарий проведения сурхарбана Сурхарбан национальный праздник Бурятии - Радуга
Сценарий проведения сурхарбана Сценарий праздника сурхарбан Storify
Сценарий проведения сурхарбана Сурхарбан Википедия
Сценарий проведения сурхарбана «Русский силуэт» благотворительный фонд
Сценарий проведения сурхарбана Антуриум - мужское счастье Уход за антуриумом подбор
Сценарий проведения сурхарбана В поисках сокровищ: свадьба в стиле квест
Сценарий проведения сурхарбана Веселая химия
Вірші (Олександр Войтицький) Христианская воскресная школа Домовой приносит счастье, как попросить помощи у домового? Книга матери Наталья Степанова, читать онлайн Подарок мужу на День влюбленных Поздравления с юбилеем Сказкотерапия (подборка книг) Старуха Баскервиль, Шанель и другие сценки на выпускной 9 класс Стихи и цитаты на тему благотворительности Поможем всем Миром Сценарий на выпускной вечер 9 класс смешной