Нарушение зрения у детей Автор: Ольга Хохлюшкина   

Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с <em>сценарии</em> нарушением зренияОсновные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
Зрительное восприятие, обеспечивая контакты организма с внешним миром, выполняет ориентирующую и регулирующую функции в поведении человека. Значение восприятия в структуре познавательных процессов определяется тем, что на его основе формируются сложные мыслительные процессы, учебная и трудовая деятельность.
Восприятие  является сложным системным многоуровневым процессом, осуществление которого теснейшим образом связано с процессами внимания, памяти, мышления. В структуре зрительного восприятия выделяют этапы поиска и обнаружения объекта, различения его признаков, сличения со следами, хранящимися в памяти, и отнесение к определенному классу объектов (опознание). Для успешности опознания существенное значение имеют так называемые базовые процессы — процессы формирования перцептивного образа, выделения информативных признаков, без чего затрудняется адекватное опознание объектов внешнего мира.
Современный этап практики и теории тифлопедагогики располагает некоторой научно-практической базой для решения вопросов управления развитием нарушенного зрительного восприятия дошкольников. Этот базовый материал позволяет тифлопедагогу частично, хотя и целенаправленно, педагогическими приемами воздействовать на становление такого важного психического познавательного процесса, как зрительное восприятие.
Современная наука отмечает, что снижение функций зрения, неизбежно приводящее к снижению скорости и точности восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, провоцирует замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия.


Анализ и обобщение тифлопедагогической литературы позволил выделить  некоторые характерные трудности, свойственные зрительному восприятию детей с нарушением зрения: узость обзора, низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах, низкий уровень развития зрительно-моторной координации, формирование нечетких, неполных зрительных образов. Данные трудности негативно влияют на успешность детей с нарушениями зрения в учебно-познавательной и практической деятельности. Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в поддержке специалистов, осуществляющих коррекционно-педагогическую работу по развитию зрительного восприятия данной категории детей.
В тифлопедагогической литературе коррекционно-педагогическая работа рассматривается как система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей.
Коррекционная  работа должна осуществляться в тесной связи с лечебно- восстановительной работой, так как в условиях коррекционно-педагогической работы происходит повышение различительной способности зрения, стабилизация или повышение зрительных функций, восстановление которых обеспечивает медицинское воздействие. Все это дает положительный эффект в развитии, стабилизации или восстановлении зрения у детей.
Основными задачами коррекционно-педагогической работы детского сада для детей с нарушением зрения выступают: сенсорное развитие детей, коррекция вторичных отклонений, компенсация нарушенных зрительных функций, всестороннее развитие, подготовка к обучению в школе.
Л.В. Фомичева определяет три направления и шесть разделов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
Направлениями коррекционной работы по развитию зрительного восприятия выступают:
- развитие поисково-ориентировочной функции
- развитие информационно- познавательной функции
- развитие регулирующей и контролирующей функции
Развитие поисково-ориентировочной функции зрительной системы осуществляется за счет развития пространственного восприятия, формирования навыков пространственной ориентации. Коррекционная работа в рамках этого направления  способствует развитию центрального, периферического, бинокулярного зрения,  поля зрения, что в свою очередь способствует  повышению контрастной чувствительности.
Развитие информационно –познавательной функции включает такие разделы  как: формирование предметных представлений, формирование сенсорных эталонов, развитие восприятия сюжетных изображений. Коррекционная работа в рамках данного направления способствует обогащению зрительного опыта детей, обучению их способам обследования предметов и явлений окружающей среды, способам получения и переработки информации, построению целостного зрительного образа, развитию цветоощущения, центрального зрения, остроты зрения, повышению различительной способности глаз, повышению и совершенствованию контрастной чувствительности.
Развитие регулирующей и контролирующей функции оказывает положительное влияние на  совершенствование  и развитие аккомодационных механизмов, конвергенцию глаз, поле взора.   
Для успешной реализации данных направлений коррекционно-педагогической работы требуется обеспечивать индивидуальный и дифференцированный подход к развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
Такой подход осуществляется с учетом  степени и характера нарушения зрения, особенностей зрения ребенка, уровня развитости зрительного восприятия, возраста и индивидуальных особенностей психофизического развития.
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с функциональными расстройствами зрения предполагает максимально возможную активизацию зрительных функций и осуществляется в тесной связи с этапами лечебно-восстановительного процесса.
Целями лечебно-восстановительных мероприятий для детей с функциональными нарушениями зрения, в соответствии с осуществляемым этапом лечения, (плеоптический, ортоптический, стереоскопический) являются достижение правильного положения глаз, восстановление остроты зрения, развитие бинокулярного зрения. Через развитие остроты зрения, бинокулярного зрения  повышается и контрастная чувствительность зрительного анализатора.
Каждое из направлений коррекционно-педагогической работы (развитие поисково-ориентировочной функции, развитие информационно-познавательной функции) реализуется с помощью разнообразных организационных форм.
К формам работы по развитию зрительного восприятия  относят: коррекционные занятия тифлопедагога, общеразвивающие занятия, дидактические игры, сюжетно-ролевую игру
Большое значение для эффективной коррекционно-педагогической работы по развитию зрительных функций детей с нарушением зрения, в том числе и по развитию контрастной чувствительности, имеет осуществление контроля за соблюдением офтальмо-гигиенических рекомендаций. Так, соблюдение режима зрительных нагрузок в процессе осуществления зрительной деятельности способствует профилактике зрительного утомления детей с нарушением зрения. Режим зрительных нагрузок предполагает чередование зрительной работы и отдыха, ограничение зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций, подбор наглядных пособий, и т.д.
Для охраны зрения и с целью развития зрительной работоспособности, повышения зрительного восприятия, различения  изображений на малоконтрастном фоне, помимо соблюдения режима зрительных нагрузок, важно организовать достаточную освещенность пространства, где находится ребенок с нарушением зрения.
Также положительное влияние на развитие зрительного восприятия оказывает обеспечение соблюдения педагогом статико-динамического режима в жизнедеятельности детей с нарушением зрения, который в свою очередь способствует поддержанию зрительной работоспособности детей с нарушением зрения.
Смена позы, видов деятельности во время занятия, проведение физминуток, ежедневные прогулки, выполнение физических упражнений, активное участие детей в подвижных играх –все это положительно влияет на состояние зрительной работоспособности детей, активизирует зрительные функции, тем самым повышая контрастную чувствительность детей с нарушением зрения.
Л.В. Фомичева говорит о важности педагогических методов и средств в закреплении стойкости восстановленных функций и их развитии и определяет пути воздействия на функциональный механизм зрительного восприятия. Первым путем является организация и осуществление лечебно-восстановительных мероприятий.
Вторым путем выступают педагогические мероприятия, как средство развития, активизации и совершенствования зрительных функций детей с нарушением зрения. Третий путь предполагает опосредованное влияние на развитие и стабилизацию зрительных функций через научение ребенка видеть.
Таким образом, важнейшей составляющей коррекционной работы по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения выступает целенаправленное  воздействие педагогическими средствами на сохранные и нарушенные зрительные функции детей с нарушением зрения. Такой подход обеспечивает, с одной стороны, развитие функционального механизма зрительного восприятия, как психической деятельности, повышая его уровень. С другой стороны, коррекционно-педагогическая работа в рассматриваемом аспекте тесно связана с лечебно-восстановительными мероприятиями, осуществляемыми для детей с функциональными нарушениями зрения, повышая их эффективность.
Рекомендуемая литература:
1.        Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. — СПб. 2006.
2.    Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду с нарушением зрения.- М.: Город, 1998.
3.    Плаксина Л. И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. — М.: Город, 1998.
4.    Солнцева Л. И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения. — М.: Полиграф-Сервис, 1999.
5.    Фомичева JI. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие. — СП б.: КАРО, 2007.

 

< Предыдущая   Следующая >
Источник: http://doshkolnik.ru/zrenie/5694-korrekciya.html


Закрыть ... [X]

Основные теоретические подходы к коррекционно Как дарить подарки папе

Сценарии с задачами по математике Внеклассные мероприятия по обществознанию
Сценарии с задачами по математике Математика - Презентации, уроки и тесты для
Сценарии с задачами по математике Игры по математике. Пособия и материалы по
Сценарии с задачами по математике Детский портал Солнышко. Познавательно
Сценарии с задачами по математике 1 сентября: школьная программа, система
Сценарии с задачами по математике 100 законов Шулхан-аруха: основы СиоНацизма и
Сценарии с задачами по математике 697. Возможно ли признание публичного конкурса недействительным? Если
В Гомеле выбирали лучшую медсестру Новости Гомеля Детские открытки к 23 февраля: подарки папе Методика проведения занятий по физической культуре Мюзикл Кошкин дом на современный лад Небольшой сценарий к новому году для малышей Открытки @ LoTta - Открытки на Переходный Возраст. Газета для подростоков Поздравления в стихах С юбилеем женщине Прощенное воскресенье, прости меня и я тебя прощаю