Закрыть ... [X]

Автор/создатель: Бережная И.Ф., Гайдар К.М., Кунаковская Л.А., Черемисова З.Д.

В учебно-методическом пособии представлены теоретические основы и практический материал по организации и прохождению педагогической практики студентов в школе, изучению личности школьника, динамики ученической группы и деятельности учителя. Пособие предназначено для сопровождения практической деятельности будущих учителей в школе, организации их самостоятельной и исследовательской работы, повышения педагогической культуры студентов.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно-методическое пособие ВОРОНЕЖ 2004 2 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 4 от 24.02.2004 г. Составители: И.Ф. Бережная К.М. Гайдар Л.А. Кунаковская З.Д. Черемисова Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии Воронежского государственного универси- тета. Рекомендуется для студентов факультетов педагогического профиля всех форм обучения. Педагогическая практика: программа и методическое обеспечение / Сост. И.Ф. Бережная, К.М. Гайдар, Л.А. Кунаковская, З.Д. Черемисова. – Воронеж, 2004. – 76 с. В учебно-методическом пособии представлены теоретические осно- вы и практический материал по организации и прохождению педагогиче- ской практики студентов в школе, изучению личности школьника, дина- мики рекомендации ученической группы и деятельности учителя. Пособие предназначено для сопровождения практической деятельности будущих учителей в шко- ле, организации их самостоятельной и исследовательской работы, повы- шения педагогической культуры студентов. 3 От составителей Уважаемые старшекурсники, опыт организации и проведения педа- гогической практики в школе показал, что существует потребность в по- добном издании. Авторы надеются, что в данной работе Вы найдете мак- симум информации по интересующим Вас вопросам. Данное методическое пособие содержит Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника университета для до- полнительной квалификации «Преподаватель» (Приказ Министерства об- разования РФ от 30 августа 2000г. № 2400). Педагогическая практика является завершающим звеном в системе подготовки преподавателя. Она позволяет проверить и углубить в практи- ческой деятельности знания, которые были получены из теоретических курсов. Практика способствует формированию и развитию педагогических умений и навыков, необходимых для педагога. Это касается, прежде всего, умений и навыков общения с детьми, установления индивидуальных кон- тактов, умений работать с классным коллективом и многих других. Прак- тика развивает педагогическое сознание, профессиональную педагогиче- скую культуру, способствует развитию творческого мышления, организа- торских способностей студента. Именно на практике студент может по- нять, правильно ли он выбрал для себя сферу деятельности. К.Д. Ушин- ский писал, что метод преподавания можно изучить из книг или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой. Необходимым и решающим условием организации практической подготовки является разносторонняя ориентация будущего учителя на учебную деятельность, методическую оснащенность образовательного процесса, научно-исследовательскую деятельность и овладение ее методи- кой. Практика помогает реально формировать педагогическую рефлек- сию, когда для будущего учителя предметом его размышлений становятся методы и средства собственной педагогической (и учебной, и воспита- тельной) деятельности, процессы выработки и принятия практических ре- шений. Анализ собственной деятельности, проводимый под руководством преподавателя-методиста, совместно с другими студентами, помогает практиканту осознать трудности, возникающие в работе, и найти пути их преодоления, педагогически целесообразный выход. Важно, чтобы буду- щий учитель научился определять, какие ошибки допущены им в работе из-за недостатка профессиональных знаний и умений (умения активизиро- вать учащихся, организовывать самостоятельную работу на уроке, рацио- нально рассчитывать время, выбирать темп и методы урока, адекватные поставленным задачам и возможностям учащихся и т.п.), а какие обуслов- 4 лены личностными качествами студента (излишняя эмоциональность, не- умение четко выразить свою мысль, недостаточно ясная дикция и т.д.). В результате педагогической практики у студента должна появиться потребность в педагогическом самообразовании и дальнейшем профессио- нальном самосовершенствовании. Будущему учителю необходимо соста- вить для себя собственный план профессионального роста и развития не- обходимых, профессионально значимых качеств. Авторы надеются, что данное методическое пособие поможет Вам выполнить программу педагогической практики квалифицированно и своевременно. Цели и задачи педагогической практики 1. Развитие профессиональных качеств будущего преподавателя, подго- товка будущих педагогов к реализации профессионально- образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам высшего профессио- нального образования. 2. Приобщение студентов к непосредственной практической деятельно- сти, формирование у них умений разрабатывать и применять современ- ные образовательные технологии, выбирать оптимальные стратегии преподавания в зависимости от целей обучения, уровня подготовки обучающихся. 3. Установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами-практикантами при изучении психолого-педагогических дисциплин, с профессионально-педагогической деятельностью. 4. Выявление преемственности и взаимосвязей научно- исследовательского и учебного процессов в средней и высшей школах, возможностей использования собственных научных исследований в ка- честве средства совершенствования образовательного процесса. 5. Развитие профессионально-педагогического мышления, совершенство- вание системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности будущего преподавателя, а также его гуманистической направленности. 6. Ознакомление студентов с современным состоянием учебно- воспитательной работы в образовательных учреждениях, с передовым педагогическим опытом, оказание помощи со стороны студентов в ре- шении задач обучения и воспитания учащихся. 7. Выработка у студентов творческого подхода к собственной профессио- нальной деятельности, приобретение ими опыта рефлексивного отно- шения к своему труду, актуализация у них потребностей в самообразо- вании и личностном развитии. 5 Права и обязанности студентов-практикантов Педагогическая практика студентов проводится с отрывом от учеб- ных занятий и состоит из двух этапов – обучающей (4 недели) и стажер- ской (6недель) практики. Студент-практикант своевременно выполняет учебно- воспитательную и другие виды работ, предусмотренные сквозной про- граммой практики, обеспечивая единство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания учащихся. В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий высокими моральными качествами, обществен- ной активностью, глубоким интересом к работе и любовью к детям, к пе- дагогической профессии. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия. В процессе работы с учащимися студент должен стремиться показать свою профессиональную компетент- ность, активно участвовать в жизни коллектива учебно-воспитательного учреждения. Студенты-практиканты имеют право по всем вопросам, возникаю- щим в процессе практики, обращаться к руководителям практики универ- ситета, администрации и преподавателям учебно-воспитательных учреж- дений, вносить предложения по совершенствованию учебно- воспитательного процесса, организации практики, пользоваться библиоте- кой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями. Каждый студент ведет дневник, в котором фиксирует результаты на- блюдений и анализа учебно-воспитательной работы с учащимися, а также тетрадь с планами-конспектами всех проведенных им уроков, внеклассных мероприятий по предмету и воспитательных дел. Практикант организует свою деятельность в соответствии с требова- ниями Устава учебно-воспитательного учреждения, подчиняется правилам внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации и руко- водителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики, или работа которого на педагогической прак- тике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра. По решению Совета факультета ему может быть назначено повторное прохождение практики без отрыва от учебных заня- тий в университете. На период практики один из студентов, проходящих практику в дан- ном учебно-воспитательном учреждении, назначается старостой группы. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентов, общая орга- низация работы, оповещение студентов о консультациях и семинарах, вы- полнение поручений руководителей практики. 6 Планирование, содержание и результаты основных этапов педагогической практики Сроки вы- Содержание Форма отчетности полнения Подготовка и организация педагогиче- График работы студен- 1 неделя ской практики. та. (обучающая Установочная конференция на факуль- практика, тете, знакомство со школой, распреде- стажерская ление по классам. практика) Знакомство с учителями, классным Дневник педагогиче- воспитателем, детьми закрепленного за ской практики с анали- практикантом класса. зом уроков учителей- Присутствие на всех уроках в закреп- предметников. ленном классе, посещение и анализ уроков по профильному предмету. Изучение системы работы учебно- воспитательного учреждения. Состав- ление индивидуального плана практи- ки. Семинар: «Подбор методик для изуче- ния личности школьника». Анализ планирования воспитательной Тематическое планиро- 2 неделя работы образовательного учреждения, вание по предмету. (обучаю- системы работы классного руководи- щая прак- теля. тика) Выбор ученика для изучения и состав- ления психолого-педагогической ха- рактеристики. Посещение уроков учителей- методистов и их анализ. Составление тематического плана уро- ков на период практики. Семинар: «Система работы классного воспитателя (куратора)». Изучение направленности класса, фор- План воспитательной 3 неделя мирование творческой группы для ор- работы студента с клас- (обучаю- ганизации внеклассного мероприятия. сом. щая прак- Беседа с классным воспитателем, уточ- План –конспект урока и тика) нение воспитательных мероприятий его анализ. планируемых для проведения. 7 Посещение родительского собрания. Проведение первых уроков, их психо- лого-педагогический анализ. Посещение уроков сокурсников и их психолого-педагогический анализ. Семинар: «Трудности, возникающие у учителя на первых уроках». Подготовка и проведение внеклассного Психолого- 4 неделя дела. педагогическая характе- (обучаю- Проведение и анализ уроков. Развитие ристика ученика. щая прак- умений формулировать и конкретизи- План-конспект воспита- тика) ровать обучающие, развивающие и тельного дела. воспитательные цели урока на практи- ке. Анализ затруднения и психологиче- ских барьеров в работе практиканта. Семинар: «Педагогические технологии, лежащие в основе деятельности учите- ля». Проведение первых зачетных уроков. Программа индивиду- 5 неделя Реализация индивидуального подхода альной работы с одним (стажерская к учащимся. Овладение методами ра- из учеников. практика) боты со слабоуспевающими, педагоги- чески запущенными детьми. Семинар: «Построение методической системы учителя на основе психолого- педагогических теорий». Проведение уроков и внеклассных за- Дидактические мате- 6 неделя нятий по предмету. Подбор и изготов- риалы по одной из тем (стажерская ление дидактических материалов. По- школьного курса. практика) сещение и психолого-педагогический анализ уроков сокурсников. Семинар: «Психологический климат в группе и классном коллективе». Изучение уровня развития класса как Анализ воспитательного 7 неделя коллектива. Подготовка и проведение дела. Анализ возни- (стажерская воспитательного дела, его анализ. Про- кающего в классе кон- практика) ведение зачетных уроков и их анализ. фликта и правильное его Педагогические ситуации и конфликты решение. в учебно-воспитательном процессе, их Алгоритм написания разрешение. психолого- Семинар: «Подбор методик для изуче- педагогической харак- ния классного коллектива». теристики классного коллектива. 8 Участие в работе методических объе- Рекомендации по про- 8 неделя динений школы. фессиональной ориен- (стажерская Проведение профориентационной ра- тации учащегося. практика) боты. Изучение особенностей взаимодейст- вия и индивидуального стиля деятель- ности педагога. Определение и диагно- стика стиля общения учителя. Само- оценка индивидуального стиля педаго- гической деятельности и общения. Семинар: «Технология проведения не- традиционных уроков». Проведение зачетных уроков, их ана- Психолого- 9 неделя лиз. педагогическая характе- (стажер- Анализ методической системы учите- ристика класса. ская прак- ля. тика) Организация работы факультатива по предмету, проведение одного занятия. Индивидуальная работа с родителями учащихся. Семинар: «Основы школоведения». Заключительные уроки и воспитатель- Отчет по практике. 10 неделя ное дело. (стажер- Анализ проделанной работы и форму- ская прак- лировка перспективных задач. тика) Подготовка отчетной документации. Отчетная конференция. Подведение итогов педагогической практики Студенты во время практики ведут дневники педагогических наблю- дений, в которых отражают данные, необходимые для выполнения зада- ний, предусмотренных программой практики, в том числе по составлению психолого-педагогических характеристик на одного учащегося и классный коллектив. Материалы дневника используются при составлении отчета о выполненной на практике работе. По окончании педагогической практики студенты предоставляют групповому руководителю практики следующую отчетную документа- цию: • на 4 курсе – дневник и отчет о проведенной работе, планы- конспекты урока, воспитательного и внеклассного мероприятия, психолого-педагогическую характеристику на одного учащегося, итоги выполнения заданий по НИРС; 9 • на 5 курсе – дневник и отчет о выполненной работе, планы- конспекты одного-двух уроков, внеклассного занятия, анализ уро- ка и воспитательного мероприятия, психолого-педагогическую ха- рактеристику коллектива учащихся, отчет о выполнении заданий по НИРС. На основании представленных документов и письменных характери- стик студента, данных ему учителем и классным воспитателем (курато- ром), комиссия в составе группового руководителя, преподавателей педа- гогики и психологии проводит на каждом курсе зачет с дифференцирован- ной оценкой. Итоги педагогической практики подводятся на совещании, проводи- мом руководителем учебно-воспитательного учреждения, и итоговой кон- ференции в университете. ОТЧЕТ о педагогической практике студента курса факультета ________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) в __________________________ с ____________ по ____________ 200__ г. (место и время прохождения практики) 1. Анализ учебной работы. Количество посещенных и проанализированных уроков или учебных занятий (у педагогов-методистов и сокурсников-практикантов). Количест- во самостоятельно проведенных учебных занятий. Их типы и тематика. Степень самостоятельности в подготовке к учебным занятиям. Формы, ме- тоды и средства обучения, освоенные в период практики. Что вызвало за- труднения и почему. 2. Анализ внеклассной (внеаудиторной) работы по предмету. Цели, поставленные в этом виде педагогической деятельности. Ко- личество проведенных мероприятий, их тематика. Степень заинтересован- ности и активности участия в них учащихся. Примеры удачных действий. Какие трудности возникали? Их причины. 3. Анализ воспитательной работы. Конкретные цели воспитательной работы в учебной группе. Оценка результативности реализованных воспитательных действий. Примеры си- туаций, в которых отрабатывались умения педагогически правильно стро- ить свои взаимоотношения с учениками и их родителями. Встретившиеся трудности и их причины. 4. Анализ собственного стиля педагогического общения. 10 Определение своего стиля педагогического общения, основания для вывода, анализ динамики развития навыков педагогического общения. Бы- ли ли трудности в общении с обучаемыми? Если да, то какие именно? Их причины. Пути совершенствования своего стиля педагогического общения. 5. Общие выводы по практике. Роль и значение педагогической практики в моем становлении как педагога. Какие знания, умения, навыки приобретены в процессе практи- ки? Задачи профессионально-педагогического самообразования и само- воспитания на будущее. Насколько содержание и формы учебной деятель- ности на предшествующих этапах обучения в ВГУ способствовали успеш- ному прохождению педагогической практики? Предложения и пожелания по совершенствованию организации и содержания педагогической практи- ки, учебного процесса в целом в ВГУ. СОВЕТЫ СТУДЕНТУ-ПРАКТИКАНТУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ 1. Прочитай раздел программы, который надо изучить на уроке. 2. Изучи материал этого раздела (темы, вопроса). 3. Проанализируй учебный материал. 4. Сформулируй цели урока, ответь на вопрос, чего бы ты хотел достичь в результате урока. 5. Продумай структуру урока, его ход. Зафиксируй все подготовленное в плане или конспекте. 6. Представь коллектив данного класса, отдельных учеников, используя искусство перевоплощения, постарайся наметить их путь к выполне- нию задач урока. 7. Выбери самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся. 8. Соразмерь выбранные приемы со своими возможностями, определи свои действия на уроке. 9. Проверь себя: а) какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно- следственные связи должны быть усвоены на уроке; б) какие умения формируются на данном уроке; в) какие мировоззренческие понятия, нравственные или эстетические оценки необходимо выработать на данном уроке; г) какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала. 10. Подготовь наглядные и учебные пособия.

© 2005-2017 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"

Главная | Каталог | Избранное | Порталы | Библиотеки ВУЗов | Отзывы | Новости | | Рекламодателям | Контакты | Карта сайта


Источник: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/569/59569/29637


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Государственный университет - Высшая школа экономики Конкурс резерв волгоградская область

Рекомендации пожелания по организации практики Пожелания и предложения слушателей курсов повышения
Рекомендации пожелания по организации практики Студенту по организации практики
Рекомендации пожелания по организации практики 55 юбилей женщине сценарий Мир детства
Рекомендации пожелания по организации практики Steam ключи купить дешево
Рекомендации пожелания по организации практики Детский день рождения. Три года девочке, мальчику как провести
Душевные и официальные поздравления с Днем Медика 2016 в Как сделать красивый плакат, стенгазету на День рождения ребенку Линия жизни / Cмотреть все выпуски онлайн / Музыкальные поздравления и открытки с Днем Набор с кормом для питомца PRO PLAN бесплатно до 2 августа Оригинальные поздравления с днем рождения Парень подарил подарок, но не такой форум Пожелания коллеге при переходе на другую работу в прозе и стихах

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ