Разделы: Социальная педагогика

“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

А. С. Макаренко

Обоснование актуальности статьи

Наш поселок находится в десяти километрах отгорода Назарово – это и хорошо и плохо. Нашнекогда процветающий поселок, в одночасьепревратился в экономически нестабильным.Птицефабрика пять лет назад была образцовымхозяйством не только в крае, но и в России. Сейчасэто предприятие, оказалось не рентабельным ибесперспективным.

Появились очень богатые и очень бедные. У тех идругих одинаковые условия для ведения домашнегохозяйства, но у большинства уже развилсясоциальный пессимизм.

Это одна из причин социальной нестабильностипоселка, снижения нравственных устоев в семье, вмолодежной и подростковой среде.

Только за последние два года у нас почти вдвоеувеличилось количество малообеспеченных семей,стало больше неблагополучных семей. Ухудшаетсяпсихологический климат и в устойчивых семьях.Главная причина- отсутствие средств кнормальному существованию, угроза безработицы,неполноценное питание, рост цен на продуктыпитания, услуги. Резкое увеличение стрессовыхситуаций сказывается на детях. Отсутствие всемьях заботы, психологическая депривации,физическое и сексуальное насилие толкает детей кпобегам. Именно семейное неблагополучиеявляется предпосылкой разных деформацийпроцесса социализации личности ребенка, чтопроявляется, в конечном счете, в безнадзорностилибо беспризорности несовершеннолетних.Большинство из тех, кто работает с детьми, пришлик выводу о том, что легче сделать все возможное,чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернутьего “с улицы” к нормальной жизни.

На основе наблюдений, тестирования,анкетирования был разработан алгоритмвыявления, профилактики и устранения семейногонеблагополучия.

1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:

  • Органы социальной защиты населения
  • Отдел образования;
  • Органы внутренних дел;
  • Здравоохранения;
  • Отдел по молодежной политики;
  • Служба занятости населения;
  • Сельская администрация;
  • РКДН.

2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМНЕБЛАГОПОЛУЧИИ:

  • Классные руководители;
  • Воспитатели д/с;
  • Педагоги школы;
  • Врачи;
  • Участковый инспектор;
  • Жители поселка;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:

  • Документы социально-медицинского патронажа;
  • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
  • Материалы психодиагностики;
  • Результаты рейдов;
  • Жалобы и заявления граждан;
  • Материалы о правонарушениях;
  • Преступления несовершеннолетних.

4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯНЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%

  • Бродяжничество;
  • Агрессивность;
  • Хулиганство;
  • Кражи;
  • Вымогательство;
  • Правонарушения;
  • Аморальные формы поведения;
  • Неадекватные реакции на замечания взрослых.

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.

  • Низкая успеваемость;
  • Неврастения;
  • Отсутствие навыков личной гигиены;
  • Неуравновешенность психики;
  • Подростковый алкоголизм;
  • Подростковая проституция;
  • Болезни;
  • Недоедания;
  • Уклонение от учебы.

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%

  • Конфликты с учителями;
  • Частое употребление неформальной лексики;
  • Суетливость или гиперактивность;
  • Конфликты с родителями;
  • Контакты с криминогенными группировками.

5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАНЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.

  • Принудительное лечение от алкоголизма;
  • Лишение родительских прав;
  • Консультирование;
  • Обучающие консультации для родителей;
  • Помощь общественных организаций;
  • Влияние через СМИ;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Оказание материальной помощи;
  • Административные штрафы;
  • Создание клубов по интересам;
  • Постоянный патронаж;
  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
  • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?

Мы имеем виду неблагополучие по отношению кребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучнойсемье значить говорить о том:

Какие бывают дети со своими психологическими ипсихопатологическими особенностями,подверженные чрезмерному реагированию насемейное неблагополучие.

Как отражается семейное неблагополучие наребенка склонном к обостренному реагированию навсевозможные неблагополучные факты.

Как ребенок может нарушать спокойствие семьи,вызывает у родителей раздражение, злость,нетерпение превращать семью в неблагополучную, апоследнее в свою очередь может еще большеусугубить психическое состояние ребенка

Что должны хотя бы в общих чертахпредпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку,ведь он то не виноват, что живет внеблагополучных семейных условиях.

КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХСЕМЬЯХ И РАБОТА С ЭТИМИ СЕМЬЯМИ.

Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка всемье вынуждены, заниматься корректировкойсемейного воспитания, корректировкой отношений“ родители - дети”, “ родители - школа”. В режимеэтой задачи выделяем два аспекта

1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.

2. Работа с неблагополучными семьями.

ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СНЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

1. УБЕЖДЕНИЕ-разьснение и доказательствоправильности и необъективности определенногоповедения либо недопустимости какого-топоступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. – по отношению к детямиз неблагополучных семей, где ребенок чувствуетсебя лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -поручение дела, которое приведет к успеху,укрепит веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это частоотсутствует в неблагополучных семьях;

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированиюнравственных качеств.

ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.

1.. Семья однодетная может сформировать ибалованного дитя с безудержно растущимипотребностями и, в конечном счете,невозможностью их удовлетворения и конфликтнымиотношениями с обществом; и одинокого человека скомплексом неполноценности, уязвимого,неуверенного в себе, неудачливого иизбалованного родительской любовью, желающегокак можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не толькодружных детей - коллективистов, но и детейпедагогически запущенных, с асоциальным и дажеантисоциальным поведением, если
родители заняты постоянным добыванием средств ксуществованию, а жизнь и воспитания детей неорганизованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положениемнаходящаяся за чертой бедности. По разнымпричинам: безработица, низкая зарплата,алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Можетпорадовать разные последствия: лишение детейнеобходимого в удовлетворении материальных идуховых потребностей. Тормозиться развитиедетей, эксплуатацию детей в качестве добытчиковматериальных благ. Вовлечение в торговлю,несоответствующую возрасту и подготовленности втрудовую деятельность, подрывающую физическиесилы. Растлевающую духовно сопряженную с рискомдля жизни, отрыв от учебы и систематическоговоспитания в школе и семье. Допущение, а иногда истимулирование, безнравственной ипротивоправной деятельности, приносящей в семьедоход.

4. Семья неполная из-за недостаткаматериального или отцовского влияния можетпородить маску феминизацию мальчиков и девочек.

5. Семья со свободными детьми могут породитьнеприятные, даже враждебные отношения детеймежду собой и с окружающими.

б. Семья с нарушенными отношениями повышеннойконфликтностью между членами семьи. Причемконфликтность и драматизм в некоторых семьяхвозрастают по мере взросления ребенка, достигаямаксимальных пределов в старшем подростковом имладшем юношеском возрасте. Следствием можетстать уход из благотворного влияния семьи ишколы.

7. Семья умышленно или неумышленно допускающиебезнадзорность детей, которые находят себя внедома и школы в компаниях сверстников, внеформальных объединениях молодежи.

8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющимместо по разным причинам: нервозность родителейиз-за бедственного материального положениябезработицы, отклонения в психики, высшаястепень недовольства своими детьми, деспотизмотца или отчима из-за невыполненных завышенныхтребований к ним, усталость и депрессияродителей. Во всех случаях жестокость родителейпорождает жестокость детей их уживчивость сосверстниками и педагогами.

Большое количество вариантов семей, гдеродители фактически не занимаются воспитаниемдетей, обеспечивая им материальные условиясуществования. Если своевременно не производитькорректировки воспитательного воздействияусилиями школы, то приходиться иметь дело снеблагополучными семьями.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

1. Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙСЕМЬЕЙ.

№ Направления работы с неблагополучной семьей Формы работа с неблагополучной семьей. 1 Диагностика семейного неблагополучия.
  • наблюдения специалистов;
  • анкетирование детей и родителей;
  • опросники;
  • тесты;
  • интервью узких специалистов;
  • мини-консилиумы;
  • тренинги;
  • анализ документов;
  • анализ продуктов детского творчества;
  • анализ документации паспортно-визовой службы;
  • сбор списков неблагополучных семей;
  • составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
  • протоколы СКДН; РКДН;
  • заявки семьи на оказание помощи;
  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития, успеваемости.
2 Индивидуальная помощь неблагополучной семье.
  • советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
  • консультации специалистов;
  • семейная терапия;
  • индивидуальные беседы;
  • индивидуальный социальный патронаж семей;
  • психотерапия;
  • родительские собрания на дому.
3 Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.
  • группы риска;
  • спортивные группы;
  • тренинговые группы;
  • консультирование;
  • семейные вечера.
4 Профилактика семейного неблагополучия.
  • родительский всеобуч;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
  • семинары для учителей и родителей;
  • лектории для подростков;
  • устройство на работу;
  • летний лагерь;
  • летняя площадка;
  • постановка на учет ОВД, КДН. СКД;
  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
5 Помощь общества неблагополучным семьям.
  • институт приемной семьи;
  • институт молодой семьи;
  • детские приюты;
  • акции милосердия;
  • акция помоги пойти учиться;
  • материальная поддержка;
  • привлечение спонсорской помощи;
  • обмен одеждой, бывшей в употреблении;
  • лишение родительских прав.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ СНЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелыхусловиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а
    не сотрудничающих друге другом.
  • Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
  • Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических школьная осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

Дефекты воспитания это и есть первейший,главнейший показатель неблагополучной семьи ниматериальные, ни бытовые, ни престижныепоказатели не характеризуют степеньблагополучия или неблагополучия семьи-толькоотношения к ребенку.

Всем хорошо известны последствия жизни ивоспитания в неблагополучной семье

  • детская безнадзорность и беспризорность.
  • побеги из дома.
  • половая распущенность.
  • правонарушения и преступная деятельность.
  • алкоголизм.

Наркомания и токсикомания.

Работу с такими детьми нужно вестидифференцированно. Для удобства этой работыможно выделить три группы семьи:

Семьи с безответственным отношением квоспитанию детей, где положение осложняетсяаморальным поведением и образом жизни родителей.

Семьи с низкой педагогической культуройродителей, где допускаются ошибки в выборесредств, методов и форм работы с детьми, гдеродители не могут установить правильный стиль итон взаимоотношений с детьми.

Семьи, в которых допускается безнадзорностьдетей по разным причинам разлад в семье,занятость родителей личными переживаниями,длительные командировки, занятость родителейработой или общественной деятельностью.

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗНЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.

1. Что я хорошего могу сказать о подростке? (сцелью психологического расположения к себеродителей, привлечения их в союзники. )

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, чтоявляется предметом вызова родителей в школу,прихода к ним домой, обсуждения на родительскомсобрании. )

3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этогоотрицательного явления, факта? (это вызывает наоткровенность, а значит, позволит выявитьистинные причины)

4. Какие меры следует предпринять и со сторонышколы? (выработка общей стратегии и тактикивоспитания и перевоспитания)

5. Каких общих требований, общих принциповперехода к ребенку следует придерживаться, чтобымеры были эффективными? (в этой ситуации родителиоткровенно становятся на сторону учителя иактивно ему помогают. )

Задача всего педагогического коллективаработающих с подростками. Воспитывающихся внеблагоприятных условиях среды, которые сами ониизменить пока не в состоянии. Сформироватьвнутреннюю устойчивость личности, критическоевосприятие отрицательных факторов.

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

  • Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
  • Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
  • Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
  • Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
  • Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
  • Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
  • Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
  • Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ СНЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
  3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
  4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
  5. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост
    и достижений действий семьи.
  6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте
    паузу, чтобы семья осознала услышанное.
  7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не
    смотря на оплошности родителей.
  8. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии
    нравственным нормам жизни.
  9. Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте
    в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
  10. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d0%b8/500888/


Закрыть ... [X]

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного Поздравление на день рождения гонщикам

Конкурс наша школьная семья 2-й класс Обязательная школьная программа Издательство
Конкурс наша школьная семья Презентации на тему моя семья. Скачать бесплатно и без
Конкурс наша школьная семья Cайт МБОУ СОШ 33 г.Энгельса Саратовской обл. - Главная
Конкурс наша школьная семья Конкурс рисунков Профессии моих родителей
Конкурс наша школьная семья Русская школьная библиотечная ассоциация
Конкурс наша школьная семья Школьная планета МИД
Конкурс наша школьная семья Sredstva
FAQ по игре Зомби Ферма и игры Зомби Мания В прозе Поздравления Игра Санта собирает подарки : играть онлайн бесплатно Как поступить на режиссерский факультет что надо Картинки, открытки, анимация, с пожеланием - Доброго дня, со Красивые поздравления день рождения женщине Открытки и картинки С днем химика