"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2009, N 4

Прием на работу в результате избрания по конкурсу

Нередко в объявлениях о приеме на работу указывается, что отбор кандидатов производится по конкурсу. Однако чаще всего такая формулировка применяется для создания имиджа организации. Вместе с тем избрание кого на работу принимают по конкурсу по конкурсу как одно из оснований для заключения трудового договора является процедурой, регламентированной законодательством. Избрание по конкурсу для замещения вакантной должности устанавливает для работника ряд гарантий, а работодателю позволяет в спорных ситуациях обосновать сделанный выбор.

В настоящей статье рассмотрим, в чем состоят особенности заключения трудового договора в результате избрания по конкурсу, какими нормами права регламентирован порядок проведения конкурса, в том числе государственных гражданских и муниципальных служащих.

Правовая регламентация проведения конкурса

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора. Одно из оснований заключения трудового договора - избрание по конкурсу на замещение вакантной должности (далее - конкурс) (ст. 16 ТК РФ), призванному оценить профессиональный уровень претендентов. По результатам конкурса может быть заключен как трудовой договор на неопределенный срок, так и (по соглашению сторон) срочный трудовой договор (абз. 5 ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

ТК РФ не дает общего примерного порядка проведения конкурса. В ст. 18 ТК РФ указано, что для заключения трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации должны быть определены:

- перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу;

- порядок конкурсного избрания на эти должности.

В настоящее время порядок проведения конкурса установлен лишь в отношении отдельных категорий работников и служащих:

- для педагогических работников - ст. 332 ТК РФ и Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным Приказом Минобразования России от 26.11.2002 N 4114;

- для государственных гражданских служащих - Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации". Им установлены общие положения о порядке проведения конкурса. Согласно п. 16 данного Указа состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа. Так, в качестве примера можно привести Приказ ФСКН России от 30.04.2008 N 155 "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сроков и порядка работы конкурсных комиссий". В настоящее время таких правовых актов принято более пятидесяти;

- для муниципальных служащих порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования (ст. 17 Закона N 25-ФЗ <1>). Например, Решение Совета депутатов Мытищинского муниципального района МО от 20.03.2008 N 67/13 "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы администрации Мытищинского муниципального района".

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Указанные правовые акты содержат в том числе диспозитивные нормы, которые устанавливают возможность выбора одного варианта из нескольких. В связи с этим рекомендуем работодателям, желающим проводить отбор работников по конкурсу, нанимателям гражданских и муниципальных служащих органов, в которых проведение конкурса для замещения отдельных должностей обязательно, составлять локальные нормативные акты (служебные регламенты) о порядке его проведения.

Порядок проведения конкурса

Большинство правовых актов, регламентирующих данный вопрос, устанавливает примерно одинаковый порядок проведения конкурса. Поэтому определим общую схему его проведения на примере норм, регламентирующих порядок проведения конкурсного отбора для замещения должностей научно-педагогических работников в высших учебных заведениях РФ. Отметим, что согласно ч. 2 ст. 20 Закона N 125-ФЗ <2> особенности заключения и прекращения трудовых договоров на замещение должностей научно-педагогических работников в высших учебных заведениях распространяются на научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Напомним, что такие порядок и перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, необходимо закрепить в локальном нормативном акте. Также следует предусмотреть список должностей, для замещения которых не проводится конкурс. В соответствии с ч. 5 ст. 332 ТК РФ к ним относятся должности:

- декана факультета и заведующего кафедрой (поскольку согласно ч. 11 ст. 332 ТК РФ эти должности являются выборными);

- научно-педагогических работников, занимаемые беременными женщинами;

- научно-педагогических работников, занимаемые по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Кроме этого, обязательно нужно установить квалификационные требования по соответствующей должности. В силу ст. 331 ТК РФ образовательный ценз для лиц, которые могут быть допущены к педагогической деятельности, устанавливается типовыми положениями. Например, согласно п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства N 71 <3>, к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

--------------------------------

<3> Постановление Правительства от 14.02.2008 N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)".

Может быть также установлен возрастной ценз. Например, по норме ч. 12 ст. 332 ТК РФ в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров.

При установлении квалификационных требований по различным должностям можно ориентироваться на Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.

В ст. 331 ТК РФ установлен перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности. К ним относятся лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке <4>;

- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

--------------------------------

<4> Глава 31 ГПК РФ (Федеральный закон от 14.11.2002 N 138-ФЗ).

Аналогичный перечень могут предусмотреть в своих локально-нормативных актах и другие учреждения и организации с учетом специфики деятельности.

Итак, проведение конкурсного отбора будет иметь следующие этапы.

1. Объявление о конкурсном отборе в периодической печати или других средствах массовой информации. Законом, а в случае отсутствия норм локально-нормативным актом руководителем организации определяется и закрепляется лицо, ответственное за такое объявление, а также срок его подачи. Как правило, объявление делает непосредственно руководитель организации (или его заместители).

В п. 3 Положения указано: конкурсный отбор объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза не менее чем за два месяца до его проведения.

2. Прием заявлений для участия в конкурсном отборе. Законом или локально-нормативным актом может быть установлена обязанность представить вместе с заявлением документы, подтверждающие личность претендента, его образование, стаж работы, отсутствие заболеваний, препятствующих замещению вакантной должности, и т.д.

Согласно п. 4 Положения прием заявлений осуществляется в течение месяца со дня опубликования объявления о конкурсе. При этом претенденту может быть отказано в приеме заявления в случае его несоответствия квалификационным требованиям по соответствующей должности или нарушения сроков подачи заявления.

3. Оценка профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности. На данном этапе конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, сведений о стаже и т.д. Кроме того, могут проводиться личное собеседование, анкетирование, тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности, на замещение которой претендуют кандидаты.

Так, п. п. 17 и 21 Положения установлено, что ученому совету вуза до проведения тайного голосования кафедра представляет рекомендации по каждой кандидатуре. Также кафедра вправе предложить претендентам на преподавательские должности прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия, а претендентам на должности научных работников - выступить с сообщением по предлагаемой тематике своих научных исследований и по итогам этого дать указанные выше рекомендации.

4. Отбор претендентов конкурсной комиссией. В соответствии с п. 6 Положения обсуждение и конкурсный отбор претендентов на должности научно-педагогических работников проводятся на ученом совете вуза (ученом совете, совете факультета, филиала). Решение по конкурсному отбору принимается по результатам тайного голосования, с заполнением бюллетеня, образец которого приведен в Приложении к Положению. Прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования наибольшее число голосов членов ученого совета (совета), но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме не менее 2/3 списочного состава ученого совета. Если претенденты получили равное количество голосов, проводится повторное голосование на том же заседании ученого совета (совета) (п. 7 Положения).

Конкурсный отбор может быть признан несостоявшимся, если не было подано ни одного заявления или ни один из претендентов не получил более 50% голосов членов ученого совета (совета) (п. 8 Положения).

По результатам конкурсного отбора с работником заключается трудовой договор и издается приказ о приеме на работу.

Внимание! Государственным гражданским служащим следует руководствоваться, кроме названного в начале статьи Указа Президента РФ N 112, ведомственными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения конкурсного отбора.

Установление испытательного срока лицам,

избранным по конкурсу

Согласно абз. 1 ч. 4 ст. 70 ТК РФ лицам, избранным по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, испытание при приеме на работу не устанавливается.

Вместе с тем в законодательстве, регулирующем деятельность государственных гражданских служащих, не все столь однозначно. В ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) содержится перечень оснований, при наличии которых при поступлении на гражданскую службу испытательный срок не устанавливается. Избрание по конкурсу в этот перечень не входит. Однако п. 5 ч. 3 ст. 27 указывает, что испытание при поступлении на гражданскую службу не устанавливается в иных случаях, предусмотренных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами. В связи с этим существует две точки зрения. Согласно одной из них, поскольку ТК РФ является федеральным законом, положение ст. 70 распространяется и на отношения между нанимателем и гражданским служащим и, как следствие этого, позволяет не устанавливать испытательный срок лицам, поступившим на гражданскую службу по конкурсу. Существует и обратная точка зрения. Об этом свидетельствует, например, анализ положений Закона г. Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы". В частности, п. 10 ст. 24 устанавливает: если гражданский служащий принят на гражданскую службу и замещает должность гражданской службы по результатам конкурса, решение о признании результатов испытания неудовлетворительными представитель нанимателя принимает с учетом мотивированного мнения конкурсной комиссии.

В данной ситуации обратимся к ст. 11 ТК РФ, установившей, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Данная норма действует с 01.02.2002.

В то же время следует обратить внимание на ст. 73 Закона N 79-ФЗ, указывающую, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Эта норма, как и ст. 27 Закона N 79-ФЗ, была принята позднее и вступила в силу с 01.02.2005.

В связи с указанным, учитывая, что Закон N 79-ФЗ вступил в силу позднее, нежели ТК РФ, и допускает, что другие правовые акты, в том числе федеральные законы, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ, можно сделать вывод: при приеме на гражданскую службу по результатам конкурса служащему можно установить испытательный срок.

Иначе обстоит дело с заключением трудового договора с муниципальными служащими. Согласно ст. 17 Закона N 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения такого конкурса устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса должны быть опубликованы его условия (сведения о дате, времени и месте его проведения, а также проект трудового договора). Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования. С кандидатом, отобранным конкурсной комиссией, представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает его на должность муниципальной службы.

Закон N 25-ФЗ не содержит положений о порядке установления муниципальным служащим срока испытания. Поэтому, руководствуясь ст. 11 ТК РФ и ч. 2 ст. 3 Закона N 25-ФЗ, указывающими, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом N 25-ФЗ, считаем, что при поступлении гражданина на муниципальную службу и заключении с ним трудового договора по результатам конкурса применяется положение ст. 70 ТК РФ. То есть наниматель не вправе установить в данном случае испытательный срок.

Н.Н.Булыга

Редактор журнала

"Отдел кадров

бюджетного учреждения"

Подписано в печать

06.04.2009


Источник: http://hr-portal.ru/article/priem-na-rabotu-v-rezultate-izbraniya-po-konkursu


Закрыть ... [X]

Трудовой договор (отношения) при избрании по конкурсу Народный Открытка с днём медецинского

Кого на работу принимают по конкурсу Избрание по конкурсу: особенности приема на работу : кадровый
Кого на работу принимают по конкурсу Можно ли принять научного сотрудника на работу без конкурса?
Кого на работу принимают по конкурсу Ответы что значит принимаем на работу на конкурсной основе?
Кого на работу принимают по конкурсу Конкурс на замещение должности преподавателя PhD в России
Кого на работу принимают по конкурсу Прием на работу в результате избрания по конкурсу HR-Portal
Кого на работу принимают по конкурсу Конкурсный прием на работу - Все о кадрах
Кого на работу принимают по конкурсу Что значит - прием на конкурсной основе?
Tisha Лето скачать песню бесплатно в mp3 качестве и слушать Вокальные фестивали и конкурсы в России, Европе и по всему Знак зодиака Скорпион мужчина. Характеристика Кончита Вурст Википедия Красивая открытка своими руками на день рождения Магия голоса Международный Королевский Конкурс Красоты Игры